Концептуальными основаниями системы патриотического воспитания в дошкольном учреждении являются:
- формирование основ номинального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;
- Нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка;
- физическое и трудовое воспитание;
- создание начального прочного фундамента важнейших мировоззренческих идей;
- взаимосвязь и единство человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.
К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников можно отнести:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, селу.
- Воспитание любви, гуманно-ценностного отношения к природе родного края.
- Приобщение детей к культурному наследию своего народа.
- Воспитание уважения и любви к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, осознание себя как представителя своего народа, толерантного отношения (миролюбия, дружелюбия, терпимости) к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.
- Привитие уважительного отношения к человеку-труженику и результату его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственным символам, национальным традициям и праздникам государства.
Основные направления, в которых даются доступные для понимания детям сведения.
- Моя Беларусь.
- общие представления о республике;
- Беларусь как независимое, самостоятельное, многонациональное государство;
- государственная символика;
- города страны, их историческое и культурное прошлое и настоящее;
- природа Беларуси, ее флора и фауна; природа как источник жизни, как воспитатель; охрана природы; практическая деятельность человека в природе и др.;
- родные места (быт, природа, труд, культура).
- Исторические страницы Беларуси.
- зарождение Белой Руси;
- легенды и сказания о Беларуси;
- названия земли белорусской.
- Прошлая и настоящая жизнь народа на белорусской земле.
В данном блоке содержатся:
- ознакомление с крестьянской избой в прошлом и настоящем времени;
- труд крестьянина в давние времена и сегодня;
- уважительное отношение человека к труду в природе.
- Слава и гордость земли белорусской.
- героическое прошлое белорусского народа, защита Родины в годы Великой Отечественной войны; мужество и героизм народа в годы войны; патриоты Отчизны;
- память народа о героическом прошлом (памятники, обелиски, курганы, музеи, мемориальные комплексы и т.д.);
- белорусская армия в мирное время;
- трудолюбие белорусов; производство, сельское хозяйство и т.д.;
- люди, прославившие свое Отечество (поэты, писатели, художники и т.д.).
- Народная культура (язык, традиции, промыслы, ремесла, праздники).
- традиции духовности в фольклоре и национальной обрядовой культуре;
- просветительство, книгопечатание, родной язык;
- сохранение традиций местной архитектуры и градостроительства;
- народные ремесла и промыслы, традиционные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
- летописание семьи и рода; семейное дерево, традиции, обряды, труд, отдых, праздник в семье и т.д.
Достижение высокого уровня в воспитании у детей любви к своей Родине становится возможным и наиболее качественным при создании определенных условий. Введение детей в социальную действительность должно происходить в доступных, легко усваиваемых формах (наблюдение, экскурсии, игра, труд и т.д.). Широкое применение различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, опыты, экспериментирование, исследование, поиск, сочинительство, игра, конструирование и т.д.) обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем. приобщение детей к процессу социокультурной жизни страны следует начинать со своей малой родины, по принципу «от близкого к далекому» в виде следующей логической цепочки: семья – двор – улица – детский сад – город – район – регион – край – страна. Использование в первую очередь краеведческого материала, необходимого для понимания своеобразия родного края, является ступенькой к пониманию удаленных от ребенка уголков страны. На примере ближнего природного и социального окружения дошкольники знакомятся с окружающим миром, создается запоминающийся образ Родины. Расширение социальных контактов с семьей, становление духовности детей через формирование социально-педагогической культуры родителей. Доминантой выступает формирование у ребенка эмоционально насыщенного образа родного дома, прочной привязанности к семье, матери, отцу; представлений о доме как общечеловеческой ценности, что позволит уже с дошкольного возраста пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, составить совместно со старшим дошкольником свою небольшую родословную, направленную на изучение истории своей семьи, которая связана с историей страны, является ее частью. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином Беларуси и только потом жителем планеты Земля.
Создание развивающей среды на основе краеведческого материала на основе материала с учетом национального стиля в оформлении помещений, центров активности (мини-музей белорусского быта, белорусские «хатки» («куточки»), предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка, танцы, народные игры; организация выставок работ народных мастеров, художников и др.).
Обогащение этнокультурного компонента воспитания дошкольника народными сказками, малыми фольклорными жанрами, народными играми как средствами пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности, приобщения к красоте и самобытности народа – это путь к общенародной культуре, культуре отношений, благополучному эмоциональному и эстетическому развитию с расширением практического поля ознакомления с народными промыслами, произведениями искусства, памятниками и музыкальным искусством.
Организация постоянных встреч с хранителями традиционной культуры – песенниками, народными мастерами, художниками. Кругозор ребят расширяется за счет знания особенностей и традиций белорусского народа о календаре, обычаях, мироощущение, самосознание, самооценка; происходит нравственное, социальное, эстетическое развитие, становление личности.
Регулярное проведение дней, фестивалей национальной культуры. С помощью народного наследия у детей воспитываются дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания. В основе заявленных форм работы лежит эмоциональный компонент первой и основной ступени нравственности, которая содействует накоплению и актуализации чувственного опыта дошкольника.
Актуализация и формирование культуры речевой среды через освоение родного языка, на основе синтеза русского и белорусского языков, который предусматривает параллельное использование во всех видах детской деятельности слов, фраз, выражений, текстов белорусского и русского звучания. Родной язык незримо связывает ребенка со своим народом и страной. Задача педагога состоит в том, чтобы посредством говорения и слушания привить дошкольникам вкус к родному языку, развить чутье к его звуковым красотам. Смещение акцентов на работу с художественным словом поможет ребенку понять красоту звучащей речи. У детей появится стремление практиковать родной язык при общении, в игре и других активных формах взаимодействия. Через родное слово в детские сердца входят красота, доброта, любовь к Отечеству и к белорусскому языку.
Основополагающими формами работы по воспитанию у дошкольников любви к своей Родине становятся занятия комплексно-интегрированного, познавательного, проблемно-поискового характера. В перспективном планировании закладываются циклы занятий всех типов, в них находит свое отражение блочная тематика ознакомления с окружающим миром. На каждый месяц определяется ведущая тема, которая закрепляется и расширяется в самостоятельной деятельности, связана с изобразительным искусством, ручным трудом, конструированием. На занятии задачи решаются комплексно. При этом приоритетными выступают воспитательные и развивающие. Значительное место отводится родному слову в контексте работы с художественной литературой, которая привязывается к текущей теме по патриотическому воспитанию. Яркое выражение межпредметных связей обнаруживается в объединении разделов по ознакомлению с природной и общественной жизнью, с экологией и трудом взрослых, с общественной жизнью людей и национально-культурными традициями.
Богатая игровая палитра содержится в совместной и самостоятельной деятельности. В сюжетно-ролевых и творческих играх превалирует тематика по обыгрыванию различных бытовых ситуаций в традиционной белорусской семье, разворачивается изготовление национальных кукол. В работе с литературным текстом приоритет отдается играм-инсценировкам, играм-драматизациям, театральным играм, главной задачей которых является развитие сценического творчества, способности обыгрывать сказки, потешки, колыбельные песенки.
Изобразительно-прикладная деятельность включает разнообразные строительные конструкторы (постройка белорусской хатки, кукольного дома, исторических зданий, «центров» социального назначения). Техническое мастерство плавно перетекает в организацию ролевых игр по обустройству построек, придумыванию и разворачиванию сюжетных линий «ремесленников», «гончаров», «мастеров», «художников», «архитекторов», «строителей» и т.д. Эмоциональные впечатления, полученные на прогулках, экскурсиях, фиксируются детьми в рисовании, лепке, аппликации. Полученные продукты творчески используются в ролевых играх, беседах, играх-путешествиях, на занятиях и т.д. Все это способствует обогащению духовного мира ребенка, формирует его мировоззрение, развивает его самосознание, поисково-критическое мышление, активизирует творческую функцию.
Процесс воспитания концентрируется на ребенке, а не на различных воспитательных мероприятиях. Дети получают возможность выбора, исходя из ценностных установок, ориентации и предпочтения для самовыражения и самореализации. Педагог представляет детям увлекательно-познавательный материал, организует занимательно-продуктивные формы для его преподнесения, изучения и использования в самостоятельной творческой деятельности.
На этом фоне приобретает особую значимость задача формирования патриотизма и гражданственности, основанная на любви к родной земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям, всему тому, о чем мы так тепло и трепетно говорим «…Мой родны кут, як ты мне мiлы, забыць цябе не маю сiлы...”.
Важно заложить в ребенке нравственно-патриотические основы личности, дать жизненные ориентиры, сформировать совестливого и неравнодушного человека, и зерна, посеянные в детстве, окажут латентное влияние, скажутся и дадут о себе знать в будущем.