Нравственно-патриотическое законодательство

Об объявлении 2023 года Годом мира и созидания

Об объявлении 2023 года Годом мира и созидания
Указ № 1 от 1 января 2023 г. 

В целях консолидации белорусского народа, укрепления в обществе идей мира и созидательного труда как главных условий развития белорусского государства Президентом Республики Беларусь 2023 год объявлен Годом мира и созидания. Соответствующий Указ № 1 от 1 января 2023 года подписал Глава государства Александр Лукашенко.

Ключевыми направлениями в предстоящем году будут совершенствование системы военно-патриотического воспитания населения, продвижение мирных инициатив граждан и общественности, содействие межконфессиональному диалогу, обеспечивающему мир и согласие в белорусском обществе, демонстрация преимуществ белорусской экономической модели в условиях глобальной турбулентности, позиционирование созидательного труда как главного условия развития белорусского государства.

Такая тематика позволит укрепить восприятие Беларуси как островка мира, неоспоримая ценность которого для населения страны является весомым аргументом в достижении согласия по другим важнейшим вопросам общественной жизни. Белорусским ответом на милитаризацию в европейском регионе станет мирный созидательный труд соотечественников.

Указ

https://president.gov.by/ru/documents/ukaz-no-1-ot-1-yanvarya-2023-g

свернуть

2022 год - Год исторической памяти

В последние минуты прошедшего года Президент подписал указ об объявлении 2022‑го Годом исторической памяти. В документе отмечается, что Год исторической памяти объявляется в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа. О значении этого решения Главы государства — комментарии наших экспертов.

Год исторической памяти объявляется в целях формирования объективного отношения общества к историческому прошлому, сохранения и укрепления единства белорусского народа.

Белорусы — народ, чтущий реальные подвиги и достижения

2021‑й был Годом народного единства. Действительно, в это время мы как никогда поняли ценность единства белорусов, то, что его очень легко потерять и что его нужно беречь и укреплять. Без августа 2020‑го и последующих событий мы, видимо, так не оценили бы, насколько народное единство может быть хрупким и как нужно к нему относиться.

И мы сделали правильные выводы. Учрежден новый государственный праздник — День народного единства — 17 сентября. Праздник давно у нас известный и наконец возвращенный для того, чтобы мы, белорусы, помнили и знали, когда и кем было добыто в борьбе наше территориальное и национальное единство. Учреждение этого праздника стало восстановлением исторической справедливости и необходимым вектором нашей политики памяти.

И это совершенно правильный вектор, который должен и будет продолжен в наступившем 2022‑м, объявленном Годом исторической памяти. Народ без исторической памяти быстро превращается в толпу манкуртов, готовых разрушать свои святыни и предавать память своих предков. Увы, такое случилось у наших братьев‑украинцев, где власть захватили люди, старательно и сознательно уничтожающие настоящую украинскую идентичность и заменяющие ее диким суррогатом из нацио­нализма и русофобии.

Мы в Беларуси никогда не должны этого допустить, хотя признаки появления такого же недуга отчетливо увидели на улицах наших городов. Современных людей, особенно очень молодых, как оказывается, можно превращать в ту самую послушную и склонную быть объектом самых подлых и циничных спекуляций толпу.

Разве могли мы раньше представить, что площадь Победы в Минске или музей истории Великой Отечественной войны будут пытаться осквернить символами, навсегда запятнанными коллаборантами, работавшими на нацистов? К сожалению, мы это увидели.

И вот чтобы этого больше никогда не повторилось, нам нужна целенаправленная, осознанная политика исторической памяти, чтобы наши люди знали и не забывали смыслы и ценности Победы, ценили подвиги и достижения предков и не позволяли отравить себя и своих детей идеологическим ядом.
Поэтому 2022‑й стал Годом исторической памяти. Пришло время разгребать авгиевы конюшни в этой сфере и ответить себе и миру на вопросы: а являются ли польские герои нашими, белорусскими, а в каком положении находились предки большинства современных белорусов в Речи Посполитой и можем ли мы считать ее белорусским государством?

Да, и на эти вопросы, кроме всего того, что связано с памятью о Великой Отечественной войне, нам тоже придется давать честные ответы. Конечно, краеугольным камнем здания нашей исторической памяти будет именно восприятие событий последней войны, обнародование новых, ранее неизвестных, замалчиваемых фактов. И это уже происходит на примере расследования преступлений, связанных с геноцидом белорусского народа. Мы без лишней политкорректности стали называть имена преступников, многие из которых до сих пор живы и даже являются «героями» в некоторых соседних странах. Это давно нужно было делать, потому как наше молчание стали считать слабостью и безнаказанно пытались влиять уже на сознание наших людей.

Год исторической памяти — хороший повод расставить точки над «i» и показать себе и всему миру, что белорусы — это народ, чтущий свои реальные подвиги и достижения.

 

 

свернуть

Воспитание личности: нравственно-патриотические основы

Концептуальными основаниями системы патриотического воспитания в дошкольном учреждении являются:

  • формирование основ номинального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;
  • Нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие ребенка;
  • физическое и трудовое воспитание;
  • создание начального прочного фундамента важнейших мировоззренческих идей;
  • взаимосвязь и единство человека и природы, человека и семьи, человека и общества в целом.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников можно отнести:

  1. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, селу.
  2. Воспитание любви, гуманно-ценностного отношения к природе родного края.
  3. Приобщение детей к культурному наследию своего народа.
  4. Воспитание уважения и любви к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, осознание себя как представителя своего народа, толерантного отношения (миролюбия, дружелюбия, терпимости) к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям.
  5.  Привитие уважительного отношения к человеку-труженику и результату его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственным символам, национальным традициям и праздникам государства.

Основные направления, в которых даются доступные для понимания детям сведения.

  1. Моя Беларусь.
  • общие представления о республике;
  • Беларусь как независимое, самостоятельное, многонациональное государство;
  • государственная символика;
  • города страны, их историческое и культурное прошлое и настоящее;
  • природа Беларуси, ее флора и фауна; природа как источник жизни, как воспитатель; охрана природы; практическая деятельность человека в природе и др.;
  • родные места (быт, природа, труд, культура).
  1. Исторические страницы Беларуси.
  • зарождение Белой Руси;
  • легенды и сказания о Беларуси;
  • названия земли белорусской.
  1. Прошлая и настоящая жизнь народа на белорусской земле.

В данном блоке содержатся:

  • ознакомление с крестьянской избой в прошлом и настоящем времени;
  • труд крестьянина в давние времена и сегодня;
  • уважительное отношение человека к труду в природе.
  1. Слава и гордость земли белорусской.
  • героическое прошлое белорусского народа, защита Родины в годы Великой Отечественной войны; мужество и героизм народа в годы войны; патриоты Отчизны;
  • память народа о героическом прошлом (памятники, обелиски, курганы, музеи, мемориальные комплексы и т.д.);
  • белорусская армия в мирное время;
  • трудолюбие белорусов; производство, сельское хозяйство и т.д.;
  • люди, прославившие свое Отечество (поэты, писатели, художники и т.д.).
  1. Народная культура (язык, традиции, промыслы, ремесла, праздники).
  • традиции духовности в фольклоре и национальной обрядовой культуре;
  • просветительство, книгопечатание, родной язык;
  • сохранение традиций местной архитектуры и градостроительства;
  • народные ремесла и промыслы, традиционные виды изобразительного и декоративно-прикладного искусства;
  • летописание семьи и рода; семейное дерево, традиции, обряды, труд, отдых, праздник в семье и т.д.

Достижение высокого уровня в воспитании у детей любви к своей Родине становится возможным и наиболее качественным при создании определенных условий. Введение детей в социальную действительность должно происходить в доступных, легко усваиваемых формах (наблюдение, экскурсии, игра, труд и т.д.). Широкое применение различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, опыты, экспериментирование, исследование, поиск, сочинительство, игра, конструирование и т.д.) обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем. приобщение детей к процессу социокультурной жизни страны следует начинать со своей малой родины, по принципу «от близкого к далекому» в виде следующей логической цепочки: семья – двор – улица – детский сад – город – район – регион – край – страна. Использование в первую очередь краеведческого материала, необходимого для понимания своеобразия родного края, является ступенькой к пониманию удаленных от ребенка уголков страны. На примере ближнего природного и социального окружения дошкольники знакомятся с окружающим миром, создается запоминающийся образ Родины. Расширение социальных контактов с семьей, становление духовности детей через формирование социально-педагогической культуры родителей. Доминантой выступает формирование  у ребенка эмоционально насыщенного образа родного дома, прочной привязанности к семье, матери, отцу; представлений о доме как общечеловеческой ценности, что позволит уже с дошкольного возраста пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, составить совместно со старшим дошкольником свою небольшую родословную, направленную на изучение истории своей семьи, которая связана с историей страны, является ее частью. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином Беларуси и только потом жителем планеты Земля.

     Создание развивающей среды на основе краеведческого материала на основе материала с учетом национального стиля в оформлении помещений, центров активности (мини-музей белорусского быта, белорусские «хатки» («куточки»), предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка, танцы, народные игры; организация выставок работ народных мастеров, художников и др.).

Обогащение этнокультурного компонента воспитания дошкольника народными сказками, малыми фольклорными жанрами, народными играми как средствами пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности, приобщения к красоте и самобытности народа – это путь к общенародной культуре, культуре отношений, благополучному эмоциональному и эстетическому развитию с расширением практического поля ознакомления с народными промыслами, произведениями искусства, памятниками и музыкальным искусством.

     Организация постоянных встреч с хранителями традиционной культуры – песенниками, народными мастерами, художниками. Кругозор ребят расширяется за счет знания особенностей и традиций белорусского народа о календаре, обычаях, мироощущение, самосознание, самооценка; происходит нравственное, социальное, эстетическое развитие, становление личности.

     Регулярное проведение дней, фестивалей национальной культуры. С помощью народного наследия у детей воспитываются дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания. В основе заявленных форм работы лежит эмоциональный компонент первой и основной ступени нравственности, которая содействует накоплению и актуализации чувственного опыта дошкольника.

     Актуализация и формирование культуры речевой среды через освоение родного языка, на основе синтеза русского и белорусского языков, который предусматривает параллельное использование во всех видах детской деятельности слов, фраз, выражений, текстов белорусского и русского звучания. Родной язык незримо связывает ребенка со своим народом и страной. Задача педагога состоит в том, чтобы посредством говорения и слушания привить дошкольникам вкус к родному языку, развить чутье к его звуковым красотам. Смещение акцентов на работу с художественным словом поможет ребенку понять красоту звучащей речи. У детей появится стремление практиковать родной язык при общении, в игре и других активных формах взаимодействия. Через родное слово в детские сердца входят красота, доброта, любовь к Отечеству и к белорусскому языку.

     Основополагающими формами работы по воспитанию у дошкольников любви к своей Родине становятся занятия комплексно-интегрированного, познавательного, проблемно-поискового характера. В перспективном планировании закладываются циклы занятий всех типов, в них находит свое отражение блочная тематика ознакомления с окружающим миром. На каждый месяц определяется ведущая тема, которая закрепляется и расширяется в самостоятельной деятельности, связана с изобразительным искусством, ручным трудом, конструированием. На занятии задачи решаются комплексно. При этом приоритетными выступают воспитательные и развивающие. Значительное место отводится родному слову в контексте работы с художественной литературой, которая привязывается к текущей теме по патриотическому воспитанию. Яркое выражение межпредметных связей обнаруживается в объединении разделов по ознакомлению с природной и общественной жизнью, с экологией и трудом взрослых, с общественной жизнью людей и национально-культурными традициями.

     Богатая игровая палитра содержится в совместной и самостоятельной деятельности. В сюжетно-ролевых и творческих играх превалирует тематика по обыгрыванию различных бытовых ситуаций в традиционной белорусской семье, разворачивается изготовление национальных кукол. В работе с литературным текстом приоритет отдается играм-инсценировкам, играм-драматизациям, театральным играм, главной задачей которых является развитие сценического творчества, способности обыгрывать сказки, потешки, колыбельные песенки.

     Изобразительно-прикладная деятельность включает разнообразные строительные конструкторы (постройка белорусской хатки, кукольного дома, исторических зданий, «центров» социального назначения). Техническое мастерство плавно перетекает в организацию ролевых игр по обустройству построек, придумыванию и разворачиванию сюжетных линий «ремесленников», «гончаров», «мастеров», «художников», «архитекторов», «строителей» и т.д. Эмоциональные впечатления, полученные на прогулках, экскурсиях, фиксируются детьми в рисовании, лепке, аппликации. Полученные продукты творчески используются в ролевых играх, беседах, играх-путешествиях, на занятиях и т.д. Все это способствует обогащению духовного мира ребенка, формирует его мировоззрение, развивает его самосознание, поисково-критическое мышление, активизирует творческую функцию.

Процесс воспитания концентрируется на ребенке, а не на различных воспитательных мероприятиях. Дети получают возможность выбора, исходя из ценностных установок, ориентации и предпочтения для самовыражения и самореализации. Педагог представляет детям увлекательно-познавательный материал, организует занимательно-продуктивные формы для его преподнесения, изучения и использования в самостоятельной творческой деятельности.

     На этом фоне приобретает особую значимость задача формирования патриотизма и гражданственности, основанная на любви к родной земле, народу, языку, уважении к истории своего Отечества, национальной культуре, традициям, обычаям, всему тому, о чем мы так тепло и трепетно говорим «…Мой родны кут, як ты мне мiлы, забыць цябе не маю сiлы...”.

     Важно заложить в ребенке нравственно-патриотические основы личности, дать жизненные ориентиры, сформировать совестливого и неравнодушного человека, и зерна, посеянные в детстве, окажут латентное влияние, скажутся и дадут о себе знать в будущем.

свернуть