Инклюзивное образование

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ

Учитель-дефектолог Пархоменко Е.В.

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ

В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.

Толерантность — это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства».

Понятие «толерантность» можно представить как терпимость, веротерпимость (лат.). Современный вариант понятия «Толерантность» можно трактовать также в соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995г.). Толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Рассматривая приведённые понятия, необходимо отметить огромную разносторонность, многосложность, разноуровненность и многогранность современного представления о толерантности.

Потребность и готовность воспитанников включиться в инклюзивный процесс, а также принимать других участников деятельности, в том числе имеющих ограниченные возможности здоровья формирует огромный потенциал в развитии общества в целом.

Главная проблема «особого ребенка» заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — к элементарному образованию. Также отмечается проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей данной категории. В связи с этим, одной из центральных задач в развитии толерантности по отношению к детям с особыми потребностями является формирование педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Также необходимо воспитывать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. 

Толерантность — это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Современное понимание инклюзивного образования состоит в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Социуму необходимо придерживаться единых принципов в общении:

социальная модель понимания инвалидности;

поддержка разнообразия и принцип индивидуального подхода;

принцип «ничего о нас и для нас без нас»;

принцип «презумпции     компетентности» каждого    ребенка;

принцип универсального дизайна.

При взаимодействии с людьми с инвалидностью должны соблюдаться общепризнанные нравственно-правовые принципы общения: уважительность, гуманность, вежливость, неразглашение медицинской тайны, конфиденциальность, невмешательство в сферу личной жизни гражданина, преобладать индивидуальный подход к человеку.

Вот примеры из жизни толерантного отношения к разным людям одного возраста.

ДВА ПОРТРЕТА:

Портрет 1

Это молодой человек. Ему 19 лет. Он окончил школу с золотой медалью и поступил в университет. Мечтает стать юристом и бороться с дискриминационными проявлениями в социальной жизни, участвовать в создании законодательной правовой основы в нашей стране, обеспечивающей возможности реализации равных прав всеми членами общества, в том числе и инвалидами. У молодого человека есть родители, бабушки, дедушки, младший брат. В семье царит атмосфера взаимопонимания и поддержки. Он много читает, увлекается историей, игрой в шахматы.

Портрет 2

Это молодой человек. Ему 19 лет.  Он инвалид (первая группа инвалидности, последствия ДЦП, тетрапарез, гиперкинетическая форма, третья степень утраты здоровья). Вторичные нарушения: речь смазанная невнятная, плохо воспринимаемая и понимаемая окружающими. 

Активный словарь богатый, грамматический строй сформирован в соответствии с правилами родного языка, фраза сложная, распространенная. Присутствуют насильственные движения верхних конечностей, головы, спазмы дыхательной мускулатуры. Самостоятельное передвижение затруднено.  Для передвижения пользуется инвалидной коляской. Нуждается в обязательной посторонней помощи. Самостоятельная учебная деятельность затруднена. Письмо не сформировано. Читает быстро, хорошо понимает и может передать смысл прочитанного.

В общении с детьми с ОПФР необходимо придерживаться следующих критериев толерантности:

1) равноправие (равный доступ к социальным благам, образовательным  возможностям для всех детей, независимо от их  принадлежности к какой-либо другой группе);

2) взаимоуважение, доброжелательность и терпимое отношение к детям с ОПФР;

3) охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества родителей детей с ОПФР;

4) сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

5) позитивная лексика в межличностных отношениях.

А также минимизируем, устраняем проявления нетерпимости:

1) насмешки, выражение пренебрежения;

2) игнорирование;

Поэтому, необходимо учитывать, что:

каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

дети с нарушениями в развитии должны иметь доступ к обучению в обычных школах;

совместное обучение детей различных национальностей, религий и культур обогащает всех;

совместное обучение всех детей увеличивает степень участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы.

 «Рано или поздно медицина победит заболевания, приводящие к слепоте, глухоте, умственной отсталости. Но значительно раньше общество должно преодолеть эти недуги социально».

Л. С. Выготский.

 

свернуть

Общественное объединение

Общение с инвалидами-колясочниками

ЯСНЫЙ ЯЗЫК

"Мы не рядом-мы вместе"

Под таким лозунгом в нашем учреждении образования прошли мероприятия приуроченные к Международному Дню инвалида.

С 28.11.2022 по 02.12.2022 года в государственном учреждении образования «Детский-сад №45 г. Орши » прошёл ряд мероприятий, приуроченных к Международному Дню инвалида.
Есть в календаре такой день, 3 декабря — Международный День инвалида. Зачастую люди не привыкли задумываться о том, сколько много в мире живет людей с ограниченными возможностями и с какими проблемами ежедневно им приходится сталкиваться, как выживать и как, несмотря на все окружающие трудности, оставаться в гуще событий и не потерять интереса к жизни.
В связи с этим в нашем детском саду были проведены мероприятия, посвященные Международному Дню инвалидов. Они проводились с целью формирования гуманного отношения к детям –инвалидам.
- Оформление стендовой информации, памятки и буклеты для родителей: «Равные возможности», «Лишь доброта и внимание спасут мир», «Правила культуры поведения с людьми, имеющими особенности психофизического развития», с целью информационного просвещения родителей и педагогов о возможностях детей-инвалидов
- Беседа с детьми: «Учимся доброте», «Люди вокруг нас», «Каждый имеет право быть разным», «Мы не рядом – мы вместе» с целью воспитания у детей таких качеств личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям
- Просмотр мультфильмов «Про Диму», «Необычный младший братик», «Цветик-семицветик», с целью формирования представлений о проблемах у детей с особенностями психофизического развития.
- Тренинг для родителей: «Развитие толерантного отношения к «особым детям»», который был направлен на формирование чувства сопереживания, эмпатии к детям-инвалидам, гармонизацию межличностных отношений, воспитание активной жизненной позиции к детям с особенностями психофизического развития.
- Коллективная работа в группах интегрированного обучения и воспитания «Хоровод доброты», с целью формировать умение понимать трудности, которые возникают у детей с особенностями психофизического развития и оказывать им помощь.
- Музыкальное развлечение «От улыбки станет всем светлей», формировать у воспитанников гуманное отношение к детям-инвалидам.

свернуть

Рекомендации психолога родителям, имеющим детей-инвалидов

Рекомендации психолога родителям, имеющим детей-инвалидов:

1.   Примите ситуацию как данность, смиритесь с нею, не думайте о том, как и почему это случилось, размышляйте о том, как с этим дальше жить. Помните, что все ваши страхи и «черные мысли» ребенок чувствует на интуитивном уровне. Поэтому если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рос нервным, издерганным, мрачным, постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее.

2.   Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.

3.   Дарите ребёнку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Стремитесь к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.

4.    Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя "жертвой", отказываясь от своей личной жизни.

5.   Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других. Решайте все дела вместе с ним.

6.   Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию

7.   Следите за своей внешностью и поведением. Ребёнок должен гордиться вами.

8.    Не бойтесь отказать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок. Продумайте, все ли они обоснованы, нет ли возможности сократить ограничения, лишний раз проконсультируйтесь с врачом или психологом.

9.   Чаще разговаривайте с ребёнком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

10.   Не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками.

11.   Не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости. Пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям.

12.   Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов. Каждое определенное заболевание ребенка – инвалида требует специфического ухода, а также специальных знаний и умений.  Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13.   Общайтесь с семьями, где есть дети-инвалиды. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой. Это важно не только для вас, но и для ребенка, которому вы можете оказать услугу на всю жизнь, найдя для него друзей или (что очень часто бывает) спутника жизни.

14.    Не изводите себя упрёками. В этом случае велика вероятность того, что ребенок вырастет психологическом монстром, а это неизбежно усилит его социальную дезадаптацию и усугубит страдания. В том, что у вас больной ребёнок, вы не виноваты.

15.     Старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком – инвалидом на людях. Доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления. Если ребенок переймет от вас подобный стиль общения с окружающими, его шансы найти себе друзей резко возрастут. Постарайтесь научить ребенка быть самим собой – и дома, и на людях. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет вести себя как «обыкновенный».

 

Очень важно при работе с детьми такой категории учитывать следующее:

1. Начинать разговор с похвалы.
2. Обращать внимание на ошибки только косвенным образом.
3. Не критиковать и не делать замечания, вспоминая об ошибках.
4. Предоставлять детям возможность сохранить престиж в глазах других.
5. Не приказывать, а задавать вопросы.
6. Выражать одобрение по поводу каждой удачи.
7. Создавать детям хорошую репутацию.
8. Постоянно поощрять детей, делая любую ошибку легко исправимой.
9. Добиваться того, чтобы ребенок был рад сделать то, что вы ему предлагаете.
 
Рекомендации психолога родителям, воспитывающимдетей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.

Родители – основные участники психолого-педагогической помощи при ДЦП, особенно если ребенок по тем или иным причинам не посещает учебное учреждение.

Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития, организовать целенаправленные коррекционные занятия, сформировать адекватную оценку, развивать необходимые в жизни волевые качества. 

Для этого важно активное включение ребенка в повседневную жизнь семьи, в посильную трудовую деятельность, стремление к тому, чтобы ребенок не только обслуживал себя (самостоятельно ел, одевался, был опрятен), но и имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих (накрыть на стол, убрать посуду). В результате у него появляются интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен. Уверенность в своих силах.

Часто родители, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекают его, оберегают от всего, что может огорчить, не дают ничего делать самостоятельно. Такое воспитание по типу гиперопеки приводит к пассивности, отказу от деятельности. Доброе, терпеливое отношение близких должно сочетаться  с определенной требовательностью к ребенку. Нужно постепенно развивать правильное отношение к своему состоянию и возможностям. Родители не должны стыдиться своего ребенка. Тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, уходить в себя и свое одиночество.

Пока дети маленькие, родителям это кажется это неважным, они все делают за них, но, в конце концов, это перерастает в большую проблему, решить которую с годами все труднее. Если мать постоянно подменяет действия ребенка, происходит остановка его развития, растет страх беспомощности и зависимость от посторонней помощи, и в такой обстановке ребенок теряет самостоятельность. Все это приводит в конечном итоге к социальной пассивности. Физические недостатки ведут к изолированности ребенка от внешнего мира и общения со сверстниками и взрослыми. Создается замкнутый круг-звено «физических недостатков» сменяет звено «психических недостатков». Вырастая, подобный ребенок оказывается неспособным к самостоятельной жизни не столько из-за своего дефекта, сколько из-за несвоевременного формирования личностного развития.

Задача родителей (да и специалистов) состоит в разрыве этого порочного круга и создания условий для адекватного развития и формирования личности детей-инвалидов.

 
 
Правовые гарантии и льготы семьям, воспитывающим ребёнка-инвалида

Гарантии в сфере занятости

(Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь»)

Родителям воспитывающим детей-инвалидов государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости населения как особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда (статья 11).

Гражданам, зарегистрированным в качестве безработных, имеющим на иждивении ребенка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии двух и более детей-инвалидов указанного возраста – на 20 процентов (статья 24).

Гражданам, направленным органами по труду, занятости и социальной защите на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, при наличии ребенка-инвалида до 18 лет – выплачивается стипендия в размере 75 процентов средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не менее полуторной величины минимального пособия по безработице для данного безработного и не более трехкратной базовой величины (статья 23).

Контракты женщинами, имеющими детей-инвалидов – до 18 лет, трудовые договоры с которыми были заключены на неопределенный срок, не заключаются, если они не дали согласия на заключение таких контрактов.

 (Указ Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29»).

Гарантии в трудовом законодательстве

(Трудовой кодекс Республики Беларусь (в ред. Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г)

Запрещается отказывать одиноким матерям – с наличием ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида – до восемнадцати лет) в заключении трудового договора (статья 16) и снижать им заработную плату.

При отказе в заключении трудового договора таким женщинам наниматель обязан сообщить им мотивы в письменной форме. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с одинокими матерями, имеющими детей-инвалидов – до восемнадцати лет, не допускается, кроме случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, а также по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7, 8 и 9 статьи 42 и пунктами 1 – 3 статьи 47 Трудового кодекса.

Запрещается привлечение к сверхурочным работам, работе в государственные праздники и праздничные дни (часть первая статьи 147), выходные дни и направление в служебную командировку женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Женщины, имеющие детей-инвалидов – до восемнадцати лет, могут привлекаться к ночным, сверхурочным работам, работе в государственные праздники, праздничные дни, выходные дни и направляться в служебную командировку только с их письменного согласия (статьи 117, 263).

Женщины, имеющие детей-инвалидов – до восемнадцати лет, могут привлекаться к сверхурочным работам только с их согласия (статья 120).

Женщинам имеющим ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, наниматель обязан предоставить трудовые отпуска по желанию работника до истечения шести месяцев работы у нанимателя (статья 166).

При составлении графика трудовых отпусков наниматель обязан запланировать отпуск по желанию работника:

женщинам, ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет – в летнее или другое удобное время (статья 168).

Наниматель обязан по желанию работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней женщинам, имеющим ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет (статья 189).

Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, по ее (его) заявлению ежемесячно предоставляется один дополнительный свободный от работы день с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования.

Матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида – в возрасте до восемнадцати лет, по ее (его) письменному заявлению предоставляется один дополнительный свободный от работы день в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь. Право на предоставление дополнительных свободных дней может быть использовано матерью (отцом, опекуном, попечителем) либо разделено указанными лицами между собой по их усмотрению.

Если работник одновременно имеет право на дополнительный свободный от работы день в неделю и дополнительный свободный от работы день в месяц, то этот день предоставляется по желанию работника согласно одному из оснований (статья 265).

Свободный день в неделю предоставляется по письменному заявлению родителя приказом нанимателя в течение 5 рабочих дней на 3 месяца или иной период по согласованию родителя с нанимателем. Данный свободный день предоставляется родителю, если он занят на работе каждый день с нормальной продолжительностью рабочего времени, установленной статьями 112–114 Трудового кодекса, а также при условии воспитания и проживания ребёнка-инвалида в семье.  

Работающие отец, другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком-инвалидом в возрасте до восемнадцати лет в случае болезни матери, а также опекуны (попечители) ребенка имеют право на пособие по временной нетрудоспособности в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством.

Пособие на детей старше 3 лет семьям, воспитывающим ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, назначается на всех детей в семье и выплачивается в полном размере.

Пособие на детей старше 3 лет не назначается, если на момент обращения за пособием трудоспособный родитель в неполной семье или трудоспособный отец в полной семье не работают и не имеют другого вида занятости. Пособие также не назначается, если в году, предшествовавшем году обращения за пособием, трудоспособный родитель в неполной семье или трудоспособный отец в полной семье не работали и не имели другого вида занятости более 6 месяцев;

по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет:

пособие по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет при амбулаторном лечении выплачивается за период, в течение которого ребенок по заключению врача нуждается в уходе, но не более чем за 14 календарных дней;

Пособия по уходу за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком, выплачиваются за весь период, когда по заключению врачей указанные лица не могут осуществлять уход за ребенком;

Пособие по уходу за ребенком-инвалидом в органах по труду, занятости и социальной защите назначается неработающим и не получающим пенсии лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом, независимо от установленной ребенку степени утраты здоровья на каждого ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет и выплачивается ежемесячно в размере 100 процентов бюджета прожиточного минимума;

При санаторно-курортном лечении ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет одному из работающих родителей, опекуну, попечителю, в семье которых воспитывается ребенок-инвалид в возрасте до 18 лет, выплачивается пособие на весь период санаторно-курортного лечения (с учетом времени на проезд туда и обратно);

Назначение и выплата государственных пособий  осуществляются по месту работы (службы), учебы (в дневной форме получения образования) матери ребенка, а если мать не работает и не учится, – по месту работы (службы) или учебы отца ребенка.

Индивидуальным предпринимателям, частным нотариусам, членам крестьянских (фермерских) хозяйств, физическим лицам, осуществляющим предусмотренные законодательными актами виды ремесленной деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, творческим работникам, лицам, выполняющим работы по гражданско-правовому договору, предметом которого являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, священнослужителям, лицам, работающим в религиозных организациях, лицам, зарегистрированным в качестве безработных, лицам, проходящим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению данных органов, а также неработающим лицам государственные пособия назначаются и выплачиваются органами по труду, занятости и социальной защите по месту жительства.

Пенсионное обеспечение

(Закон Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении»)

Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет назначается социальная пенсия в зависимости от степени утраты здоровья: при первой степени утраты здоровья – 80% бюджета прожиточного минимума, при второй
– 85%, при третьей – 95%, при четвертой – 110% (степень утраты здоровья устанавливает медико-реабилитационная экспертная комиссия).

Социальные пенсии детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, в отношении которых установлена инвалидность вследствие увечья или заболевания, вызванного катастрофой на Чернобыльской АЭС, назначаются исходя из величины 50% средней заработной платы работников в республике, применяемой при назначении и перерасчете пенсии в связи с ростом средней заработной платы работников в республике.

Детям-инвалидам в возрасте до 18 лет, заболевание которых связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС, к социальной пенсии установлена надбавка в размере 100 % минимальной пенсии по возрасту.

Матери, воспитывавшие детей-инвалидов не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Отцы, воспитывавшие детей-инвалидов не менее 8 лет в период до их совершеннолетия, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, если мать ребенка-инвалида не использовала приобретенного ею права на пенсию по возрасту и отказалась от этого права в пользу отца или не использовала права на пенсию по возрасту в связи с ее смертью.

Семьи, у которых среднедушевой доход в месяц (за 12 месяцев) не превышает  бюджет прожиточного минимума в среднем на душу населения, имеют право на бесплатное обеспечение продуктами питания детей первых двух лет жизни.

Государственная адресная социальная помощь предоставляется органами по труду, занятости и социальной защите в виде ежемесячного социального пособия и (или) единовременного социального пособия на приобретение продуктов питания, лекарственных средств, одежды, обуви,
 школьных принадлежностей и на другие нужды для обеспечения нормальной жизнедеятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи»).

Льготы в сфере образования

Учебники

Бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями устанавливается для:

детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, инвалидов с детства;

 (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2011г. № 839 "О размере и порядке взимания платы за пользование учебниками и (или) учебными пособиями и порядке предоставления их в бесплатное пользование")

Обучение

Руководители государственных учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, могут предоставлять скидки со сформированной стоимости обучения студентам и учащимся являющимся детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет;

(Указ Президента Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 126 «О некоторых вопросах платного обучения в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования»; Положение о порядке предоставления скидок со сформированной стоимости обучения студентам и учащимся. государственных учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, и размерах этих скидок, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2006 г. № 665).

Семьям с детьми предоставляется право на получение кредита на льготных условиях для оплаты обучения детей, получающих в высших учебных заведениях первое высшее образование на платной основе (дневная форма обучения), если средний совокупный доход на члена семьи в месяц за год, предшествующий месяцу открытия кредитной линии, не превышает 350 процентов бюджета прожиточного минимума.   

 (Указ Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2002 г. N° 616 «О предоставлении гражданам Республики Беларусь кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, получаемого в высших учебных заведениях государственной собственности, высших учебных заведениях потребительской кооперации и высших учебных заведениях Федерации профсоюзов Беларуси на платной основе.)

Питание

 При получении дошкольного образования, плата за питание  детей не взимается:

– с   родителей   (законных   представителей),   имеющих   детей-инвалидов.

 Установить, что бесплатным питанием за счет средств республиканского и местных бюджетов обеспечиваются учащиеся общеобразовательных учреждений:

– с особенностями психофизического развития, обучающимся в специальных классах, классах интегрированного (совместного) обучения и воспитания (О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам организации питания детей в учреждениях образования от 4 февраля 2011 г. № 142).

Налоговые льготы

Для плательщиков единого налога – родителей (усыновителей) воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, ставки единого налога понижаются на 20 процентов (пп. 2.5 п.2 ст. 297 Налогового Кодекса Республики Беларусь).

Для  родителей, воспитывающих детей-инвалидов, в возрасте до 18 лет, установлен ежемесячный стандартный налоговый вычет при исчислении подоходного налога в размере 355.000 на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода (п. п. 1.2 п. 1 ст. 164 Налогового Кодекса Республики Беларусь).

Санаторно - курортное  лечение

(Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»).

Дети-инвалиды имеют право на первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) и оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) (пункт 7 статьи 12).

Лица, сопровождающие детей-инвалидов в возрасте до 18 лет в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения.

Здравоохранение

В соответствии с Законом Республики Беларусь № 2570-ХIIот 19 ноября 1993 г. «О правах ребёнка» и Законом Республики Беларусь № 239-З от 14 июня 2007 г. « О государственных социальных льготах, правах и гарантиях отдельных категорий граждан» в учреждении здравоохранения «Каменецкая центральная районная больница» детям до 18 лет оказывается бесплатная медицинская помощь независимо от происхождения, расовой, национальной и гражданской принадлежности.

Дети-инвалиды до 18 лет пользуются правом на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, выдаваемыми по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке определяемом Правительством Республики Беларусь.

Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатное изготовление  и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных метолов, металлоакрилатов, металлокерамики и фарфора) а так же право на обеспечение иными техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром технических средств социальной реабилитации.

Льготы по проезду

(Закон Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 239–3 «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан»)

Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) независимо от места жительства, а проживающие в сельской местности – также на автомобильном транспорте общего пользования регулярного междугородного сообщения в пределах административного района по месту жительства (пункт 13 статьи 13); а также такое право имеет и лицо, сопровождающее ребенка-инвалида (пункт 17 статьи 13).

Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на бесплатный проезд на железнодорожном, водном и автомобильном пассажирском транспорте общего пользования регулярного пригородного сообщения (кроме такси) (пункт 1.12 статьи 14), а также лицо, сопровождающее ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет по направлению государственной организации здравоохранения к месту оказания медицинской помощи и обратно (пункт 1.17 статьи 14).

Дети в возрасте до 5 лет имеют право на бесплатный проезд в пассажирских поездах и вагонах формирования Белорусской железной  дороги во внутриреспубликанском сообщении и на внутренних линиях автомобильного пассажирского транспорта общего пользования регулярного междугородного сообщения без права на отдельное место (пункт 6 статьи 15).

Жилье

Право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда имеют состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане, в составе семей которых имеются дети-инвалиды. (Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г. № 563 « О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений»).

свернуть

Причины нарушений интеллектуального развития у детей

Важно подчеркнуть, что в современной практике термин «умственная отсталость» (УО) применительно к детям используется преимущественно в медицине, а в педагогике принято использовать соответствующий термин «интеллектуальная недостаточность».

 

Умственно отсталые дети, которых в ряде более ранних публикаций называют слабоумными, а в соответствии с нынешней терминологией — детьми с нарушенным интеллектом— одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. По имеющимся данным, такие дети составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Наши зарубежные коллеги нередко указывают другие, более высокие проценты, что обусловлено использованием несколько иных критериев при диагностировании умственного развития ребенка.

Понятие «умственно отсталый ребенок», охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. «разлитой», характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Конечно, не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными (ограниченными, местными) нарушениями, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко — в познавательной.

 

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены (от греч. oligos — малый + phren — ум). Поражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащее в основе недоразвития психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития — во внутриутробном периоде, при рождении или в те­чение первых полутора лет жизни, т.е. до становления речи.

Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени начала ее воздействия. Чем в более ранние сроки у ребенка возникло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевание во внутриутробном периоде своего развития. И это вполне понятно. Ведь в таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка оказывается минимальным.

При олигофрении органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный) непрогредиентный (неусугубляющийся) характер, что дает основания для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, прекращаются. Он имеет положительные потенциальные воз­можности и при благоприятных условиях реализует их. Другими словами, ребенок способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична.

Дети-олигофрены — основной контингент воспитанников специальных детских садов для детей с ОПФР и учащихся вспомогательных школ и школ-интернатов. Они являются наиболее изученными в психологическом и педагогическом плане, поскольку исследования обычно проводятся в этих образовательных учреждениях.

Мы знаем, что понятие «олигофрения» во многих странах не принято. Но считаем принципиально важным отделить относительно перспективную для дальнейшей социально-трудовой адаптации и интеграции в окружающую среду группу умственно отсталых детей от тех, чье пребывание в специальном образовательном учреждении хоть и является несомненно полезным, однако приносит значительно меньший эффект.

 

Умственная отсталость, возникшая у ребенка в возрасте после 2 лет, встречается относительно редко. В этом случае она входит в ряд понятий, среди которых есть такое, как «деменция» (слабоумие). В отличие от олигофрении при деменции нарушения коры головного мозга возникают после довольно длительно протекавшего, в течение 2—5 лет и более, нормального развития ребенка. Деменция может явиться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом обычно отмечается прогрессирование заболевания. Однако в отдельных случаях с помощью лечения, при благоприятных педагогических условиях, можно добиться некоторого замедления этого процесса.

 

Не относятся к числу олигофренов и дети, страдающие прогредиентно текущими, усугубляющимися заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ. Эти дети являются слабоумными и постепенно деградируют. Если им не оказывается необходимая медицинская помощь, то их умственная отсталость с возрастом становится все более резко выраженной.

 

Особыми являются случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с наличием текущих психических заболеваний — эпилепсии, шизофрении и других, что существенно затрудняет его воспитание и обучение и, конечно, прогноз. Продвижение таких детей в плане познавательной деятельности и личностных проявлений, успешность их вхождения в социальную среду в большой мере зависят от течения болезни, от возможного, часто непредсказуемого ее обострения, которое сводит на нет все усилия педагога.

 

Следует заметить, что понимание умственной отсталости как особого отклонения в развитии ребенка в последнее время в претерпело некоторые изменения. Совсем недавно мы говорили о том, что наличие у ребенка органического диффузного поражения центральной нервной системы — основное и обязательное условие его принадлежности к числу умственно отсталых.

В настоящее время установлено, что минимальная мозговая дисфункция нередко имеет место у детей с задержкой психического развития (ЗПР), которые существенно отличаются от умственно отсталых. Их состояние характеризуется иным, более благоприятным прогнозом, который основывается на наличии у них относительно высоких потенциальных возможностей развития, обеспечивающих основу для продвижения в познавательной деятельности, в личностном плане, в отношении социальной и трудовой адаптации.

Вместе с тем известны такие случаи умственной отсталости, при которых причин биологического характера (болезней, травм) не отмечается или при настоящем уровне диагностики они не могут быть установлены. Таким образом, медицинские показатели хоть и имеют большую значимость, но не являются единственными.

Следует подчеркнуть, что в последние годы умственная отсталость все чаще проявляется в весьма своеобразных, усложненных формах. Значительно увеличилось количество умственно отсталых детей с различными дополнительными отклонениями в развитии — со снижением слуха, зрения, с остаточными явлениями детского церебрального паралича, с резким недоразвитием речи, с наличием психических заболеваний и т. п.

Наряду с этим встречаются дети, у которых на фоне резкой недостаточности общего уровня познавательной деятельности и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере по типу умственной отсталости обнаруживаются относительно сохранные способности — музыкальный слух, чувство ритма, способность к воспроизведению формы и цвета предметов, к подражанию окружающим и т. п. У некоторых детей оказывается неплохая вербальная память. Без достаточного понимания услышанного они относительно точно запоминают фрагменты фраз, произносимых окружающими их людьми, и в ряде случаев более или менее удачно пользуются ими как речевыми штампами.

Такие неожиданно проявляющиеся индивидуальные особенности ребенка могут привести в недоумение некоторых педагогов и психологов, вызвать у них сомнения относительно его принадлежности к числу умственно отсталых, а также вселить в родителей напрасную надежду на большие успехи в будущем.

 

Причины, вызывающие у ребенка умственную отсталость, многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние(эндогенные).

Внешниемогут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:

  • тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина пере­носит во время беременности, — вирусный грипп, краснуха и другие;
  • различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикации нередко являются следствием неумеренного употребле­ния беременной женщиной лекарств или алкоголя. Они могут на­рушить развитие плода.
  • опасны тяжелые дистрофии во время бе­ременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении, заражение плода различными паразитами, существующими в орга­низме матери.
  • К числу паразитарных заболеваний принадлежит токсоплазмоз, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим. Женщина заражается от домашних животных — со­бак, кошек, кур, голубей, коров — или от диких — мышей, зай­цев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз).
  • при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой.
  • травматические поражения плода, возникающие при ударе или ушибе, также могут быть причиной умственной отсталости. Ум­ственная отсталость может быть следствием природовой травмы — в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или чрезмер­но быстрых родах.
  • длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка.

 

Установлено, что примерно 75 % случаев составляет врожденная умственная отсталость.

Среди внутренних причин, обусловли­вающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности, который проявляется, в частности, в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодо­творении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом — 46. В некоторых случаях отмечается нерасхождение хромосом. Так, при болезни Дауна нерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих больных во всех клетках имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом.

К числу внутренних причин относятся также нарушения бел­кового и углеводного обмена в организме. Так, например, наибо­лее распространенным нарушением такого рода является фенилкетонурия, в основе которой лежит нарушение белкового обмена в виде изменения синтеза фенилаланингидроксилазы — фермен­та, превращающего фенилаланил в тирозин. Нередко встречаются также галактосемия и другие нарушения.

Болезни младенца на ранних этапах жизни, такие, как воспа­лительные заболевания мозга и его оболочек (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), нередко служат при­чинами умственной отсталости.

 

В последние годы все больше случаев, когда умственная отста­лость оказывается обусловленной резко повышенной радиацией той местности, где живет семья, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни не получает полноценного питания, необхо­димого для его физического и умственного развития.

 

В настоящее время пользуются международной клас­сификацией умственно отсталых, на основании которой детей разделяют на четыре группы по степени выраженности дефекта:

с легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости.

 

Дети, относящиеся к первым трем группам, обучаются и вос­питываются в соответствии с различными вариантами програм­м во вспомогательных школах и ЦКРОиР. Пройдя специальное обучение, многие из них социаль­но адаптируются и трудоустраиваются. Прогноз их развития отно­сительно благополучен. Дети, входящие в четвертую группу, по­мещаются в интернатные учреждения Министерства труда и социальной защиты, где они овладевают элементарными навыка­ми самообслуживания и адекватного поведения. Отдельные представители умственно отсталых детей живут и обучаются на дому.

 

Наиболее изученными и перспективными в плане развития и интеграции в общество являются дети-олигофрены с легкой и уме­ренной степенью умственной отсталости. В дальнейшем изложе­нии, употребляя термин «умственно отсталый ребенок», мы бу­дем иметь в виду детей вышеназванных двух клинических групп. Заметим, что дети, входящие в их состав, имеют значительные отличия, в связи с чем возникла необходимость классификации, учитывающей их особенности.

 

Среди классификаций олигофрении, основывающихся на клинико-патогенетических принципах, в нашей стране наиболее рас­пространенной является классификация, предложенная М. С. Певзнер, в соответствии с которой выделяют пять форм.

При неосложненной форме олигофрении ребенок характеризу­ется уравновешенностью нервных процессов. Отклонения в по­знавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера изме­нена нерезко. Ребенок способен к целенаправленной деятельно­сти в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В при­вычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.

При олигофрении, характеризующейся неуравновешенностью нервных процессов с преобладанием возбуждения или торможения, присущие ребенку нарушения отчетливо проявляются в измене­ниях поведения и снижении работоспособности.

У олигофренов с нарушением функций анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Они дополнительно имеют локаль­ные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппара­та. Особенно неблагоприятно сказываются на развитии умственно отсталого ребенка нарушения речи.

При олигофрении с психопатоподобньш поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных ком­понентов, снижение критичности относительно себя и окружаю­щих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к не­оправданным аффектам.

При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью на­рушения познавательной деятельности сочетаются у ребенка с из­менениями личности по лобному типу с резкими нарушениями моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправлен­ности, активности, слабо учитывают ситуацию.

 

Все дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушения­ми психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, особенно — в словесно-логическом мышлении. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие и личностных проявлении, и познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающим­ся детям более младшего возраста. Они иные по основным своим проявлениям.

Умственная отсталость не приводит к равномерному измене­нию у ребенка всех сторон психической деятельности. Наблюде­ния и экспериментальные исследования дают материалы, позво­ляющие говорить о том, что одни психические процессы оказы­ваются у него нарушенными более резко, другие остаются отно­сительно сохранными. Этим в определенной мере обусловлены су­ществующие между детьми индивидуальные различия, обнару­живающиеся и в познавательной деятельности, и в личностной сфере.

Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу от­личает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умствен­ной отсталости, и хотя развитие олигофренов осуществляется за­медленно, атипично, со многими, подчас весьма резкими, от­клонениями от нормы, тем не менее оно представляет собой по­ступательный процесс, вносящий качественные изменения в пси­хическую деятельность детей, в их личностную сферу.

 

Структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих дру­гих вторичных и третичных отклонений. Нарушения познаватель­ной деятельности и личности ребенка-олигофрена отчетливо об­наруживаются в самых различных его проявлениях. Дефекты по­знания и поведения невольно привлекают к себе внимание окру­жающих. Однако наряду с недостатками этим детям присущи и некоторые позитивные качества, наличие которых служит опо­рой, обеспечивающей процесс развития.

Положение о единстве основных закономерностей нормально­го и аномального развития, подчеркиваемое Л. С. Выготским, дает основания считать, что концепция развития нормального ребен­ка в общем может быть использована при трактовке развития ум­ственно отсталых детей. Это позволяет говорить об идентичности факторов, воздействующих на развитие нормального и умственно отсталого ребенка.

Развитие олигофрена определяется биологическими и соци­альными факторами.

К числу биологических факторов относятся выраженность дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения. Эти факторы, как и прочие, необходи­мо учитывать при организации специального педагогического воз­действия.

Социальные факторы — это ближайшее окружение ребенка: семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он об­щается и проводит время, и, конечно, школа. Особенно большое значение имеет правильное, коррекционно-развивающее, специально орга­низованное обучение и воспитание, учитывающее своеобразие ребенка, адекватное его возможностям, опирающееся на зону его ближайшего развития. Именно оно в наибольшей мере стимули­рует детей в общем развитии.

 

Значимость, которую имеют для умственно отсталых детей вос­питание, обучение и трудовая подготовка, обусловлена гораздо меньшими возможностями олигофренов взаимодействовать с ок­ружающей средой, самостоятельно принимать, осмысливать, со­хранять и перерабатывать информацию, т.е. меньшей, чем в нор­ме, сформированностью различных сторон познавательной дея­тельности. Определенное значение имеют также сниженная ак­тивность умственно отсталого ребенка, гораздо более узкий круг его интересов, а также другие проявления эмоционально-волевой сферы.

 

Для продвижения ребенка-олигофрена в общем развитии, для усвоения им знаний, умений и навыков, для их систематизации и практического применения существенно важным является не вся­кое, а специально организованное обучение и воспитание. Пре­бывание в массовой общеобразовательной школе часто не прино­сит ребенку пользы, а в ряде случаев приводит к тяжелым послед­ствиям, к стойким, резко отрицательным сдвигам в его личности.

Специальное обучение, направленное на общее развитие ум­ственно отсталых детей, предусматривает в первую очередь фор­мирование у них высших психических процессов, особенно мыш­ления. Это важное направление коррекционной работы теорети­чески обосновано тем, что, хотя ребенок-олигофрен своеобразен во всех своих проявлениях, именно дефектность мышления обна­руживается у него особенно резко и в свою очередь затормажива­ет и затрудняет познание окружающего мира. Вместе с тем дока­зано, что мышление олигофрена несомненно развивается. Фор­мирование мыслительной деятельности способствует продвиже­нию умственно отсталого ребенка в общем развитии и тем самым создает реальную основу для социально-трудовой адаптации вы­пускников вспомогательной школы.

Другое, тоже очень важное направление коррекционной рабо­ты предусматривает совершенствование эмоционально-волевой сферы учеников, которая играет большую роль в усвоении зна­ний, умений и навыков, в установлении контактов с окружаю­щими и в социальной адаптации детей в школе и вне ее. Действи­тельно, мышление и эмоционально-волевая сфера представляют собой стороны единого человеческого сознания, а весь ход развития ребенка, по утверждению Л.С.Выготского, основан на изме­нениях, происходящих в соотношении интеллекта и аффекта. Рас­сматривая вопрос о взаимодействии организма и среды, Л. С. Вы­готский сформулировал понятие «социальная ситуация развития» и подчеркнул мысль о том, что воздействие на ребенка окружаю­щей среды определяется не только ее характером, но и индивиду­альными особенностями субъекта, теми переживаниями, кото­рые у него возникают.

Во многом нарушена и двигательная сфера олигофренов, кото­рая требует постоянного внимания и заботы.

Говоря о возможностях положительной динамики умственного продвижения детей со сниженным интеллектом, следует вспом­нить положение Л. С. Выготского относительно двух зон развития ребенка: актуального и ближайшего. Л. С. Выготский говорил о том, что зона актуального развития характеризуется теми заданиями, которые ребенок уже может выполнять самостоятельно. Эта зона показывает его обученность тем или другим знаниям, умениям и навыкам. Она дает сведения о состоянии его познавательной дея­тельности на определенном этапе жизни. В этом ее значимость.

В плане перспективы особенно важна зона ближайшего разви­тия, которая определяется заданиями, с которыми ребенок не может справиться сам, но может сделать это с помощью взросло­го. Определение зоны ближайшего развития необходимо потому, что она дает возможность судить, какие задачи будут доступны ребенку в недалеком будущем, т.е. какого продвижения от него можно ожидать.

У умственно отсталых дошкольников зона актуального разви­тия весьма ограничена. Дети мало что умеют и знают. Что касается зоны ближайшего развития, то она значительно уже, более огра­ничена, чем у нормально развивающихся детей. Однако она суще­ствует, и это дает основание утверждать, что дети со сниженным интеллектом способны к продвижению. Это продвижение невели­ко, но при определенных условиях оно может иметь место. Основ­ная задача дефектолога состоит в том, чтобы способствовать реа­лизации зоны ближайшего развития каждого ребенка.

Продвижение умственно отсталых детей происходит неравно­мерно в разные возрастные периоды. Исследованиями установле­но, что несомненная активизация познавательной деятельности сменяется годами, в течение которых как бы подготавливаются, концентрируются возможности, необходимые для последующих положительных сдвигов. Наибольшее продвижение можно заме­тить в первые два школьных года обучения, на четвертом-пятом году и в конце обучения.

свернуть

Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра

Памятка воспитателю, осуществляющего персональное сопровождение ребенка с аутистическими нарушениями.

Структурированная игра для развития простых навыков у ребенка с РАС

8 основных правил общения с ребенком с РАС.

АРТ-ТЕРАПИЯ как развитие творческих способностей у детей с расстройствами аутистического спектра.

Организация жизни ребенка с аутизмом в семье.

Особенности коммуникации детей дошкольного возраста с РАС.

Роль ЦКРОиР в организации обучения и сопровождения ребенка с аутистическими нарушениями на всех этапах его образования.

Стратегия работы воспитателя, осуществляющего персональное сопровождение ребенка с аутистическими нарушениями, в условиях учреждения образования.

Осуществление персонального сопровождения обучающихся с аутистическими нарушениями в условиях учреждения образования.

Информация о сайтах и форумах сети Интернет.

Список литературы по работе с детьми с РАС.

Признаки аутизма у детей. Внешние признаки. Особенности поведения ребенка с аутизмом.

Планирование психокоррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра: теоретические аспекты, подходы, практический опыт.

Современные методики проведения диагностики и коррекционной работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Презентация. Организация образовательной среды для детей с РАС.

Организация адаптивной образовательной среды для детей с аутистическими нарушениями

свернуть

Психологическая лаборатория

20 важных фраз для родителей особенных детей

Роль мамы - идеал, норма и реальность

«Маску на себя, а потом - на ребенка». Как найти точку опоры и где взять ресурс

«Как оградить ребенка от насилия» Рекомендации родителям

Откровения родителей особенных детей. Прошли все круги ада

5 советов родителям особых детей. Как общаться с родственниками

«Живёшь ради того, чтобы дать ребёнку максимум»: как мамы особенных детей не находят время на себя

7 кинолент, которые помогут понять особенных детей

10 правил поэтапного изменения проблемного поведения ребёнка

Детская вспыльчивость

Как помочь уставшим родителям

5 заблуждений о детях с синдромом Дауна

Принять и не только: 4 принципа воспитания ребёнка с тяжёлым заболеванием

Как забота уводит развитие ребёнка в зону стресса

5 способов жить, а не выживать, если у вас особенный ребёнок

Серьёзный диагноз у ребёнка: как справиться родителю

Особенные дети: чему они учат своих родителей

Особенные дети: 12 вещей, которые нельзя говорить родителям ребёнка с особыми потребностями

Быть счастливым или страдать: трудный выбор родителей детей-инвалидов

Помощь уставшим родителям (на примере родителей детей с аутизмом)

6 вещей, о которых подросток с ДЦП хотел бы рассказать новоиспеченным родителям

Выбор, который, я надеюсь, сделают люди, когда дело коснется моего сына с аутизмом

Гиперактивный ребёнок в школе. Как помочь ему учиться?

Минимальные мозговые дисфункции. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

Папа «солнечного» ребёнка - о себе, о сыне и о людях с ограниченными возможностями

В чём виноваты родители особых детей

Как объяснить аутизм на примере из обычной жизни

Меня иногда спрашивают, каково это - воспитывать ребёнка-инвалида

Рекомендации родителям, имеющих детей с аутистическими расстройствами и другими отклонениями в развитии

Глава из статьи «Особая коммуникация», посвященная привычкам семьи, воспитывающей особого ребёнка

Половое воспитание: основы здоровой жизни

Отстаивать свою позицию меня вдохновил мой брат с синдромом Дауна

Как снизить возможность побега ребенка-аутиста

Как отвечать на вопросы ребёнка про особых детей

Правдивая история одной социализации, или сказка с хорошим концом

10 «инструментов» в моём арсенале аутиста

Отношения в семье. Я превратила аутизм моего сына в искусство

Мама ребёнка с синдромом Дауна: «Не стесняйтесь своих детей!»

Толерантное воспитание: Как объяснить, кто такие дети с синдромом Дауна

Секреты воспитания счастливого ребёнка. Практические советы психолога

Одна пара на миллион: идентичные близнецы с синдромом Дауна

Дети с инвалидностью не делают родителей «особыми»

Сорокалетняя мать призналась: узнав, что у сына синдром Дауна, она сильно пожалела, что не сделала аборт

Обучение аутичных детей навыкам использования туалета

У меня ребёнок с особыми потребностями. Нам не нужна жалость...

Мой сын с синдромом Дауна не соответствует вашим стереотипам

О чём мне никто не сказал, когда родился мой ребёнок с синдромом Дауна

Пара слов о легастении

15 человек с аутизмом рассказали о том, что они чувствуют во время срыва

Что делать, если ребёнок с аутизмом боится расставаться с вами?

Аутизм и получение подарков на праздники

Родительский стресс и депрессии

Фильмы про аутизм

Благодаря аутизму у сына я стала жить той жизнью, которой всегда хотела

Воспитывать ребенка с РАС - это марафон, а не спринт

Два года мы провели в поисках волшебных таблеток, чтобы вылечить аутизм

Однажды я перестала накручивать себя и доказывать кому-то, что мой ребёнок - обычный

Я не считаю аутизм приговором. Интервью с детским неврологом

Я хотела понять, каким он видит этот мир

«Я - брат мальчика с синдромом Дауна»: как общество не принимает особенных детей

свернуть

Каждый имеет право быть разным

Телевизионный цикл фильмов «Каждый имеет право быть разным»

 

свернуть