Из опыта педагогической деятельности

"ВОЗВРАЩЕНИЕ СОЛНЫШКА" ЗАНЯТИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (5—6 ЛЕТ)

Ветряная Татьяна Владимировна, воспитатель дошкольного образования первой квалификационной категории
развернуть

Программные задачи:

закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, частей суток; учить выкладывать числовой ряд до 10; закрепить порядковый и обратный  счёт в пределах 10; закрепить умение сравнивать два рядом стоящих числа; закрепление узнавания и использования цифр и некоторых математических знаков («>», «<», «=»); систематизировать представление о разновидностях плоских геометрических фигур, закреплять умение осуществлять различные действия с плоскими геометрическими фигурами; упражнять в ориентировке на листе бумаги, опираясь на следующие ориентиры: центр, правый и левый верхние углы, правый и левый нижние углы; закрепить знания о составе чисел в пределах 10; продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант);

развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, смекалку, зрительную память, воображение; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её; воспитывать интерес к математическим занятиям, взаимопомощь, взаимоконтроль.

Материал и оборудование: цифры от 1 до 10, карточки «Расставь знаки», плоские геометрические фигуры для каждого ребенка, листы квадратные на каждого ребенка, цифровые домики, карточки «Карандаши», мяч, солнышко с лучиками, плакат «Планета Математики», плакат «Звездное небо», звездочки серебристые, синие.

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель: ребята, какой сегодня чудесный день. Сегодня к нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей и друг друга:

В круг все вместе становитесь

И улыбкой поделитесь.

На соседа посмотрите

Ему улыбку подарите.

Руку дружбы протяните.

Воспитатель: вижу, вы пришли в сад с хорошим настроением. Сегодня нас ждёт много интересного.

На занятии будь старательным, будь спокойным и … (внимательным)

Если хочешь отвечать, надо руку … (поднимать)

Если друг стал отвечать, не спеши … (перебивать)

Говорите чётко, внятно, чтобы было всё … (понятно).

Основная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня я обнаружила в группе конверт с надписью «Детям детского сада». Я решила дождаться вас и посмотреть, что же в конверте. Давайте вместе и посмотрим. Здесь какое-то письмо. От кого оно? Читаю письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! У нас на планете беда, ваша помощь нам нужна. Злой волшебник побывал, ураган на всех нагнал. Стало жителям темно, холодно и грустно. Нам одним не справиться. Вы поможете нам?» От кого это письмо?

Воспитатель: ребята, Цифрик и Фигурка ждут вашей помощи. Я знаю, как мы сможем им помочь. А для того, чтобы помочь Цифрику и Фигурке нам нужно выполнить много заданий.

Посмотрите, какая фигура у меня в руке? (Круг.)

Какого он цвета? (Желтого.)

На что похож желтый круг? (На солнце.)

Чего не хватает у нашего солнца? (Лучей.)

Чтобы на нашем солнышке появились лучи, нам нужно выполнить много интересных заданий.

1 задание: «Разминка»

Дети мы с вами поиграем. Я буду задавать вопрос, и бросать вам мяч, вы должны быстро и правильно на него ответить. Воспитатель задает вопросы.

 

Назовите времена года.

Какое сейчас время года?

Назовите весенние месяцы.

Сколько дней в неделе?

Назови все дни недели.

Какой сегодня день недели?

Какой день недели был вчера?

Назовите выходные дни.

Назовите части суток?

Какое сейчас время суток?

Что следует за днем?

Что следует за вечером?

Воспитатель: молодцы ребята, вы правильно ответили нас все вопросы. На нашем солнышке появится сейчас первый лучик. Чтобы выполнить следующее задание необходимо сесть за столы.

2 задание: «Найди свое место»

Посмотрите на столы, все числа в числовом ряду перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд от 1 до 10).

…, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставила.

…, попробуй посчитать по-другому - обратный счёт от 10 до 1.

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

Какое число вы поставили между числами 7 и 9;

Назовите соседей числа 6;

Назовите соседей числа 3;

Назовите соседей числа 9.

Воспитатель: молодцы, и с этим заданием вы справились. На нашем солнышке появляется еще один лучик.

3 задание: «Поможем бабочкам»

Скажите, а какие насекомые просыпаются весной? У вас на столе лежат бабочки, а для того чтобы они проснулись и полетели, нужно сравнить числа на их крылышках и поставить нужный знак. А какие знаки мы знаем?

Воспитатель: ещё одно задание выполнено и у нас появляется еще один лучик!

Физкультминутка «Бабочка»

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

4 задание: «Разноцветные полянки»

Воспитатель: а сейчас мы с вами будем работать с геометрическими фигурами. А вот с какими, вам предстоит отгадать.

Нет углов у меня.

И похож на блюдце я,

На медаль и на блинок,

На осиновый листок.

Людям я старинный друг,

Называют меня …Круг.

Растянули мы квадрат

И представили на взгляд,

На кого он стал похожим

Или с чем-то очень схожим?

Не кирпич, не треугольник -

Стал квадрат… Прямоугольник.

Если круг у нас упал,   Или вдруг его кто сжал,   По бокам слегка примял,   То получится …Овал.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны,

Ну пожалуй и довольно,

Что ты видишь? Треугольник.

Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг.

Прямоугольнику я брат

Ведь зовут меня… Квадрат.

Воспитатель: хорошо, и загадки все вы отгадали. Ребята, давайте подарим нашим бабочкам разноцветные полянки. А полянку мы сделаем из разноцветных геометрических фигур. Для этого нам понадобятся белый лист бумаги и геометрические фигуры.

Перед вами лист бумаги и геометрические фигуры. Приготовьтесь слушать задание и раскладывать:

Левой рукой возьми треугольник и положите его в верхнем левом углу;

Правой рукой возьмите квадрат и положите его в нижнем правом углу;

Правой рукой возьмите овал и положите его в центре;

Правой рукой возьмите круг и положите его в верхнем правом углу;

Левой рукой возьми прямоугольник и положите его в нижнем левом углу.

А сейчас проверим:

Какую геометрическую фигуру положили в левом верхнем углу? (Треугольник.)

В каком углу положили квадрат? (В правом нижнем углу.)

Где положили овал? (В центре.)

В каком углу положили круг? (В правом верхнем углу.)

Где находится прямоугольник? (В левом нижнем.)

Молодцы, и с этим заданием вы справились! На солнышке появляется еще один лучик.

5 задание: «Заполни домик»

На ваших столах перевернутые «числовые домики».  На каждом домике стоит номер, а в каждом окошке живёт цифра. Но некоторые спрятались, нам нужно вспомнить состав числа и расселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 7. (Один ребёнок выполняет у доски).

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. На нашем солнышке появляется еще один лучик.

Перед выполнением следующего задания давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

 

Пальчиковая гимнастика.

                                  Раз-два-три-четыре-пять,

                                  Вышли пальчики гулять.

                                  Раз в ладошки хлопнем,

                                  Два закроемся в замок,

                                  Три сыграем в барабан,

                                  А четыре как в баян.

                                  Ну а пять-мы начнем писать.

6 задание: «Цветные карандаши»

Посмотрите, у вас на столе лежат карточки, на них нарисованы карандаши, они все какие? (Без цвета) Карандаши надо раскрасить. Слушайте внимательно.

Закрасьте первый карандаш – желтым цветом,

Четвертый – синим,

Второй – зеленым.

Пятый – красным

Третий - коричневым,

Шестой черным.

Воспитатель: молодцы! Скажите, на котором по счету месте синий карандаш? Какого цвета карандаш на пятом месте? На котором по счету месте желтый карандаш? С заданием справились правильно. И у нас появляется шестой лучик.

7 задание: Графический диктант «Ракета».

2 вправо,

2 вниз,

1 вправо,

2 вниз,

1 вправо,

9 вниз,

1 вправо,

1 вниз,

1 вправо,

5 вниз,

2 влево,

3 вверх,

2 влево,

3 вниз,

2 влево,

3 вверх,

2 влево,

3 вниз,

2 влево,

5 вверх,

1 вправо,

1 вверх,

1 вправо,

9 вверх,

1 вправо,

2 вверх,

1 вправо,

2 вверх.

Воспитатель: ребята, что у вас получилось? Правильно. У нас появляется седьмой, последний лучик на нашем солнышке. Вот на этих ракетах мы сможем добраться на планету «Математика» и подарить наше солнышко Цифрику и фигурке. (Летим на планету «Математика»)

Воспитатель: чтобы оказаться в детском саду, нужен обратный отсчет.

Дидактическое упражнение «Обратный счет».

Дети вместе считают от 1 до 10, чтобы вернуться с планеты «Математика» в детский сад, закрыв глаза.

Заключительная часть

Рефлексия «Звездное небо»

Дети украшают небо звездочками. Серебристые – понравилось, было легко. Синие – были сложности, скучно.

Скажите, все задания удалось выполнить верно?

Что вызвало трудности?

Какое задание понравилось больше всего?

свернуть

Занятие по образовательной области "Физическая культура" с элементами спортивной игры в баскетбол для детей старшего дошкольного возраста

Руководитель физического воспитания высшей квалификационной категории Бордашевич Наталья Витальевна
развернуть

Тема занятия: Использование мяча (элементы игры в баскетбол) с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель занятия: Ознакомление с элементами игры баскетбола и основами ее техники.

Задачи:

Образовательные: Продолжать учить технике выполнения движений, отдельными тактическими комбинациями, ориентировке в пространстве. Способствовать развитию точности, координации движения. Совершенствовать умение передавать мяч в парах в движении боковым галопом вправо (влево) (расстояние 1-1,5), сохранять стойку баскетболиста в ходе выполнения заданий подготавливающие к обучению техники передачи – ловли мяча; к броску мяча в корзину.

Оздоровительные: Формировать представления об основах здоровья. Развивать выносливость, координацию движений

Воспитательные: Воспитывать ловкость, выдержку, решительность, смелость; развивать чувство дружбы и взаимодействия.

Оборудование: мяч на каждого ребенка, веревка.

Ход занятия:

Части

Содержание

Дозирование нагрузки

Организационно-методические указания

Вводная

часть

4 мин

Ходьба в колонне по одному:

-руки в стороны на носках;

-руки за голову на пятках;

-«гуськом», руки на коленях

Прыжки на одной ноге.

Бег с мячом в руках

-в движении, подбрасыание и ловля мяча;

-приставным шагом;

-бег с мячём в руках

Упражнения на восстановление дыхания: Вдох - руки стороны, выдох - опустить.

Ходьба друг за другом с мячом в руках.

Подбросить мяч вверх и поймать его. Отбивание мяча на месте (произвольным способом)

Перестроение в 2 колонны.

 

1 мин

1 мин

 

 

 

 

1мин

 

 

 

 

1 мин

Проверка осанки

Соблюдать дистанцию, правильность выполнения.

Чередовать ноги по свистку.

По свистку смена направления.

Восстановления дыхания.

Соблюдать дистанцию и интервал.

Взять мячи в корзине.

Тело наклонено вперед, рука согнута в локте, кисти со свободно расставленными пальцами.

Основная

часть

13 мин

Комплекс ОРУ  мячом

1.И.п. – сомкнутая стойка, руки согнуты в локтях. 1- руки  вверх, на носочки; 2 – и.п.; 3-; руки  вверх, на носочки 4-исходное положение.

2. И. п. – узкая стойка, руки с мячом вверху. 1- наклон в правую сторону; 3 – и.п.; 3 – наклон в левую сторону 4 — исходное положение.

3. И. п. – сомкнутая стойка, руки с мячом за голову. 1- наклон вперед; 2- и.п.;  3- коснуться мячом пола; 4 – И.п.

4.  И. п. — широкая стойка, руки с мячом вверху 1 — наклон вперед, мячом коснуться пола, 2 – и.п.; 3 - наклон вперед, мячом коснуться пола; 4 – и.п.

5. И. п. — лежа на спине, мяч в обеих руках за головой. 1-2 — поднять правую прямую ногу, коснуться мячом носка ноги; 3-4 — опустить ногу. То же другой ногой.

6. Прыжки с зажатым мячом между коленями.  

Основные виды движений.

Дыхательные упражнения: «Чихание». Носом вдох, на выдохе произносить «Пчхи».

 

1. Передача мяч в парах в движении боковым галопом вправо (влево) (расстояние 1-1,5),

2.Перебрасывание мяча через сетку в парах.

 

 

Подвижная игра «Догони мяч»

5-6 раз

 

 

 

5-6 раз

 

 

5-6 раз

 

 

 

5-6 раз

 

5-6 раз

 

 

8 – 10 прыжков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 минут

Объяснение и показ.

Встать на носочки, глазами проводить мяч.

Стараться не терять мяч, выполнять точные движения, не сгибать ноги в коленях.

Сохранять равновесие, следить за осанкой.

Следить за мячом, стараться контролировать силу толчка мяча.

Тянуть прямую ногу, не сгибая в коленях. Держать крепко в руках мяч. Не заваливаться на бок.

Стараться не задеть мяч, не мешать рядом стоящим, менять направление по свистку.

 

 

 

Следить за стойкой, и правильно держать мяч двумя руками, положение пальцев (как бы половина полого шара) следить за полетом мяча, при ловле мяча после отскока от стены.

Веревка натянута выше головы ребенка, перебрасывание выполнять произвольным способом.

 

Соблюдение техники безопасного поведения

Заключительная часть

4 мин

 

Малоподвижная игра «Массаж»

Подведение итогов занятия

 

3 мин

     1 мин

 

Подведение итогов. Что удалось, что было сложно,  интересно.

 

свернуть
поделиться в: