Консультации по годовому плану

Путешествие по тропам истории нашего города

13.03.2024

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Путешествие по тропам истории нашего города

"От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце и окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В.А. Сухомлинский.

Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с вашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.

Родной город... В каком бы городе вы не жили — это всегда самый близкий вашему сердцу край. Каждый город славен своей историей, традициями, памятниками, местами, связанными с прошлым, героизмом людей в годы Великой Отечественной войны, лучшими людьми Родины.

Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом нужно рассматривать как составную часть формирования у него начала патриотизма. Ведь чувство Родины малыша связывается с местом, где родился и живёт. Задача родителей углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого в ближайшем окружении. Это улица и сквер, где малыш бывает постоянно, двор, где играет с ребятишками, детский сад, который является вторым домом...

Расширить круг представления о родном городе, дать о нём некоторые доступные для ребёнка исторические сведения, показав всё то, что свято чтят российские люди, — значит раздвинуть горизонты познаваемого, зажечь в детском сердце искорку любви к Родине.

Какой объем сведений о родном городе способен усвоить дошкольник? Какие понятия доступны его пониманию?

С помощью взрослого он постепенно усваивает следующее:

  • У каждого человека есть родной дом и город или село, где он родился и живет. Когда говорят "оршанец" это указывает на принадлежность человека к тому городу, где он живет - в Орше.
  • Дошкольник должен знать название своего города и своей улицы, в честь кого она названа, знать адрес, путь от дома до детского сада, ориентироваться в ближайших улицах.
  • Знать отдельные достопримечательности и исторические места родного города, главные улицы и проспекты, архитектурные ансамбли и памятники.

Познание города детьми немыслимо без пеших прогулок. «Они же маленькие, быстро устают» — возразят некоторые взрослые. Замечание справедливое, поэтому первое требование к таким прогулкам их небольшая протяженность по времени и расстоянию. Иначе дети не получат удовольствия, исчезнет желание продолжить их в будущем. В таких прогулках главное не количество увиденного, а радость узнавания нового о Краснодаре.

Предлагаем вашему вниманию несколько советов,

которые помогут вам спланировать выходные так, чтобы вы смогли вместе с детьми посетить памятные места города, отдохнуть, насладиться минутами общения в кругу семьи.

1 Осмотр наиболее важных достопримечательностей необходимо назначить на такое время дня, когда дети наиболее энергичны. Для большинства детей – это утро.

2 Для достижения эффекта «ожидаемой радости» предупредить ребенка о путешествии нужно за несколько дней.

3 Выбирайте такие места, где можно показать что-либо интересное детям: фонтан, городской музей, детский парк, выставка картин и рисунков, река Днепр, кинотеатр и другое.

4 Во время экскурсии родителям очень важно проявлять искренний интерес к изучаемому объекту, делать собственные комментарии ребенку, спрашивать его мнение.

5 План маршрута нужно составлять с учётом особенностей характера и возрастных особенностей ребёнка. Чем младше ребёнок, тем он энергичней и подвижней. Поэтому следует подбирать такие места отдыха, где бы ребёнок после непродолжительной экскурсии мог свободно подвигаться, поиграть, пообщаться с другими детьми.

6 На следующий день после посещения музея или экскурсии целесообразно расспросить ребёнка о том, что он видел, что ему особенно понравилось. Рассказ о том, что увидели, поможет ребёнку лучше осознать и запомнить новую для него информацию. Поможет в этой задачи и фотоаппарат.

7 Прогулка может занять значительно больше времени, чем вы ожидаете. Поэтому будьте готовы ко всему.

8 Во время «путешествия» старайтесь как можно больше шутить, смеяться, реагировать на шутки детей. Будьте готовы к расходованию какой-то суммы денег: в этот день не отказывайте ребёнку в его просьбах купить что-то.

9 После посещения памятных мест и достопримечательностей города принесите фотографии в детский сад. Дети с удовольствием выступают в роли экскурсоводов и рассказывают воспитателям и детям о своих впечатлениях.

10 При подготовке к «путешествию» обязательно помните про меры безопасности и напомните при случае их и ребенку. При ознакомлении ребенка с родным городом необходимо опираться на имеющийся у него опыт, а также учитывать психологические особенности дошкольника. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом должно осуществляться на самом главном, ярком, запоминающемся. И еще: воспитывать любовь к родному городу как начало патриотизма — значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.

С какими объектами полезно знакомить дошкольника?

Великолепна панорама города на фоне хлебных полей, железнодорожный вокзал, автовокзал, этнографический музей «Мельница» («Млын»), мемориальный комплекс «За нашу Советскую родину» («Катюша»), Богоявленский Кутеинский мужской монастырь, музей истории и культуры города Орши, дом ремёсел, музей В.С. Короткевича, мемориальный музей имени Героя Советского союза К.С. Заслонова, музей деревянной скульптуры резчика С.С. Шаврова, здание Иезуитского коллегиума, Свято-Ильинская церковь, Храм Рождества Богородицы, Детский парк «Сказочная страна», Костел св. Иосифа, памятник «Нулевой километр», памятник паровозу П36-0111, аллея летчиков и др.

Орша... И маленького жителя, и юного гостя нашего города можно познакомить с множеством замечательных мест, которые характеризуют образ жизни оршанцев, их трудовую, культурную жизнь.

Что выбрать для знакомства ребенка с городом?

Это зависит от того, в каком районе живет семья, ведь везде есть свои достопримечательности, и, главное, от той цели, которую преследуют родители, знакомя ребенком с тем или иным объектом. Немало интересного увидит и узнает ребенок, побывав и в центре города, и в новых районах.

В.А.Сухомлинский говорил: «Красота родного края — это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходят к человеку постепенно, и имеет своими истоками красоту. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняется образы, в которых воплощается Родина».

Но нашему маленькому современнику надо показать, что наш город не только красивый с его старинными памятниками и новыми районами, но и центр всего нового, передового в области, показать кипучую трудовую жизнь оршанцев. Необходимо рассказать, что Орша славится тружениками, это центр культурной и научной жизни: здесь сосредоточены кинотеатр, спортивные сооружения, различные учебные заведения, музеи, дома культуры.

Знакомство с культурой и историей города начинается прямо на вокзале – крупнейшем железнодорожном узле и «восточных воротах» Беларуси. Первое деревянное здание вокзала было построено еще в 1870 году на новой железнодорожной линии «Москва – Брест». В 1912 году на месте старого было построено бетонное двухэтажное здание, которое периодически достраивалось, реконструировалось, а в 2007 году получило статус историко-культурной ценности. На привокзальной площади расположен пассажирский паровоз серии П-36, который был установлен в честь 40-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и призван был символизировать трудовые подвиги оршанских железнодорожников.

Основные достопримечательности расположены в центре города можно увидеть, гуляя по ул. Ленина, которая раньше называлась Петроградской. Через дорогу от центральной площади Ленина (угадай, чей памятник здесь возвышается) находится Музей Владимира Короткевича (Ленина, 26) – особое место памяти о выдающемся человеке. Ощутить всю атмосферу творческой эпохи и почувствовать дух писателя тебе помогут его личные вещи, рисунки, рукописи произведений и даже уникальные записи голоса.

Больше узнать об истории города можно в Музее истории и культуры Орши (Ленина, 9). Здесь в хронологическом порядке расскажут про все исторические события от времен первобытнообщинного строя до конца XX века. Перед входом в музей расположена копия древнерусского памятника эпиграфики XII века – Рогволодова камня. Настоящий камень, к сожалению, был взорван с целью строительства шоссе «Москва –Минск».

перейдя мост через Днепр, доберемся до мемориального комплекса «Катюша», расположенного на крутом берегу Днепра.

Комплекс посвящен первым боевым залпам легендарной боевой машины реактивной артиллерии БМ-13, ласково называемой «Катюша». Батарея из 7 машин под командованием капитана Флерова (его именем названа одна из улиц города) 14 июля 1941 года впервые дала залп по железнодорожной станции во время наступления немцев.

Дорога через красный кирпичный столетний мост приведет к этнографическому музею «Млын» (Замковая, 2). Это здание мельницы было построено в 1902 году. На сегодняшний день этот музей – отражение богатейшего материального и культурного наследия Оршанщины. В музее можно увидеть предметы белорусского быта: оборудование для обработки льна, предметы ткачества, рушники, национальные костюмы и самый старый экспонат музея – зернотерку, которой пользовались наши предки еще в III веке до н. э.

 

На выходе из музея сразу же видна Замковая гора, а на ней – памятный знак с датой основания города. Орша была основа в 1067 году. Историки утверждают, что на горе находился Оршанский замок, построенный во время правления Витовта. Замок мужественно выдерживал все битвы и военные сражения, постоянно переходя из рук Московского княжества во владения ВКЛ, но в конце XVII века был полностью разрушен.

 

С горы хорошо видны купола церкви Рождества Пресвятой Богородицы (ул. Советская, 4а) и Михайловской церкви (ул. Советская, 4). Рядом с ними находится костел святого Иосифа Обручника (ул. Советская 6) – одно из старинных зданий города (1780-1808 года постройки!). Костел знаменит тем, что здесь хранится копия произведения искусства эпохи Возрождения – известной картины «Битва под Оршей», оригинал которой находится в Варшаве.

На окраине Орши твоего визита ждет Свято-Троицкий Богоявленский Кутеинский монастырь (ул. Ф. Скорины, 79), построенный в 1620 году. Жители Орши называют его просто – «Кутеинка». В 1630 году при монастыре была основана типография, крупнейшая для того времени в Беларуси. Именно здесь Спиридон Соболь создал первый «Букварь» на белорусском языке. В типографии издавали и другие книги, все они были красиво декорированы гравюрами ручной работы.

Вдоль любимого места молодежи – парапетов, расположенных на набережной Днепра, величественно стоит Иезуитский коллегиум (ул. Ленина, 6), имеющий весьма удивительную историю. Он считался одним из лучших учреждений образования Беларуси. При коллегиуме располагался школьный театр, а сборник изданных в нем пьес сейчас хранится в музее Вроцлава в Польше. Во время визита в Оршу в коллегиуме жили Наполеон и Стендаль. Сейчас здесь расположены детская библиотека им. Короткевича, Оршанская городская художественная галерея В.А. Громыко и дом ремесел.

 

Отдохнуть можно в любимом месте детей – парке «Сказочная страна» (ул. К. Маркса), окруженном рекой, высокими деревьями, каруселями, запахом сладкой ваты и смехом ребят. Здесь же находится и памятник Владимиру Короткевичу.

Сходу непросто будет найти Музей деревянной скульптуры С.С. Шаврова (ул. Красина, 26), так далеко расположенный от центра города. Здесь представлены многочисленные работы мастера Шаврова. Ты также сможешь увидеть настоящую мастерскую знаменитого резчика.

За красивыми фотографиями можно отправиться в выразительный Дворец культуры Льнокомбината (пр-т Текстильщиков, 13).

В Орше один кинотеатр «Победа» (ул. Ленина, 31), расположенный в одноименном Дворце культуры «Победа».

Как и во многих городах Беларуси, в Орше тоже есть свой Ледовый Дворец (ул. Ленина, 79). Катание на коньках – отличный способ времяпровождения. Расписание сеансов можно посмотреть на сайте. Также можешь заказать дорожку в боулинге.

Если хочешь сблизиться с природой, поезжай в лес в районе микрорайона-1, где находится камень Семигаюн размером более 2 метров. Существует легенда, что этот культовый валун способен излечивать людей от недугов и исполнять желания.

  

Все эти понятия раскрываются ребенку благодаря непосредственным жизненным наблюдениям за трудовыми и общественными делами родителей и оршанцев. Задача взрослых - помочь ребенку в осмыслении доступных ему социальных явлений, а по возможности и приобщении его к жизни города.

Обращайте внимание ребенка на то, что жители Орши постоянно следят за порядком на улицах, высаживают цветы и деревья для озеленения. Значит, и он, маленький оршанец, должен быть причастным к делам взрослых - бережно относиться ко всему тому, что его окружает (не топтать газоны, не сорить на улице, беречь зеленые насаждения). С этого начинается формирование у ребенка чувства гордости за родной город.

Знакомя детей с родным городом, полезно познакомить с памятниками в честь героев Великой Отечественной войны, рассказать об их подвиге, ведь многие солдаты погибли, защищая нашу Родину, имена некоторых из них остались неизвестными. Поэтому у нас есть Курган Бессмертия — один из первых курганов, сооружённых после Великой Отечественной войны в честь воинов-освободителей, где горит Вечный огонь. Благодарные оршанцы поставили в их честь памятники, назвали их именами улицы города.

 

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку — труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

 

Заместитель заведующего

по основной деятельности                                 И.В.Сосновская

свернуть

Как обучать ребенка финансовой грамотности

06.03.2024

Разговоры о деньгах эксперты по финансовой грамотности советуют начинать как можно раньше. За ориентир можно взять время, когда ребенок начинает говорить и понимать причинно-следственные связи. Первые объяснения должны быть максимально доступными.

О деньгах можно рассказать на примере обмена игрушками — то же самое происходит в магазине и на работе, когда взрослые отдают свое время и знания, а взамен получают зарплату. Ограничения трат в детском магазине стоит пояснять не короткими фразами вроде «Денег нет», а причинно-следственными связями, чтобы ребенок понял нерелевантность покупки в конкретный момент.

Также важно показывать отношение к деньгам на своем приеме. Денежные сценарии формируются через наследственные убеждения от родителей и собственный опыт. «Установки вроде «я не могу себе этого позволить», «честным путем много денег не заработать», «большие деньги — большие проблемы» и тому подобные часто порождены страхом, который передается. В жизни ребенка могло и не быть ситуаций, которые подтверждали бы справедливость таких выводов, но так говорили значимые взрослые, и ребенок принял это на веру».

Еще один фактор, по словам психолога, — самооценка. Ее фундамент закладывается также в детстве под влиянием родителей: критиковали или поддерживали, объясняли спокойно или ругали, были теплыми, понимающими и сочувствующими или отстраненными. Что касается готовности тратить деньги, то она, по-видимому, зависит от того, насколько сильный психологический дискомфорт ощущает человек в этот момент. Он может возникать по разным причинам. Например, в детстве было много лишений, и этот опыт не хочется повторять. Это может быть смесь различных переживаний, в том числе более глубокая проблема или травма.

Правила обучения финансовой грамотности для дошкольников

Вот несколько приемов, которые можно использовать для развития финансовой грамотности у дошкольника:

  1. Расширяйте словарный запас. Объясняйте и изучайте термины, связанные с финансами. Каждый день выбирайте новое денежное слово: «банк», «зарабатывать», «тратить» или «сберегать» — и объясните, как оно работает в повседневной жизни, когда вы идете на работу, покупаете продукты или откладываете деньги на что-то.
  2. Подавайте пример. Если вы испытываете напряжение во время покупок, волнуетесь или спорите о деньгах с супругом, то дети рано или поздно это заметят, предупреждает психолог. Подайте им здоровый пример, и они с большей вероятностью последуют ему, когда станут старше.
  3. Учите действием. Нужно сделать больше, чем просто сказать: «Эта машинка стоит 500 рублей». Помогите ребенку вытащить несколько купюр из банки, взять их с собой в магазин и передать деньги кассиру. Действие будет иметь больший эффект, чем пятиминутная лекция.
  4. Стремитесь к наглядности. Дайте ребенку монетки, которые он будет копить на какую-нибудь желанную для него покупку. Это научит фокусироваться на цели, а также на практике понимать функцию денег. Лучше выбрать прозрачную банку — дети видят, как количество денег, которые они копят, увеличивается.
  5. Не нарушайте правил. Маленькие дети берут пример с родителей. Если вы сами не нарушаете финансовые правила, то ребенок, скорее всего, будет действовать так же.

Игры и мультфильмы о финансовой грамотности для дошкольников

Если ребенок посещает детский сад, то дополнительные знания о том, что такое деньги и как с ними обращаться, он может получить там. Например, в программах некоторых дошкольных заведений проводят тематические недели, в том числе на тему финансов. Дома в распоряжении родителей есть всевозможные игры, вот некоторые из них:

  • детская касса или магазин;
  • сюжетно-ролевые игры на любую тему, связанную с финансами: «папа и мама пошли на работу», «что такое профессия», «собираем и считаем нужное количество монеток»;
  • игра «большой или маленький» тренирует навык выбора — ведь какой-то большой предмет не всегда лучше и полезнее маленького.

Включайте детям мультфильмы, в которых доступно проигрываются ситуации бережного отношения к деньгам. Например, «Жирафа и очки» или «Азбука финансовой грамотности» из «Смешариков».

Как начать прививать ребенку финансовую грамотность? Самый эффективный способ: мультфильмы. Они в игровой форме рассказываются все важные аспекты, и ребенок усваивает информацию без дополнительной нагрузки. Многие говорят: нас в детстве этому не учили! А ведь это не совсем так. Даже в нашем с вами детстве были мультики, где в завуалированной форме объясняли, как правильно обращаться с деньгами.

Давайте разберем самые популярные мультфильмы СССР и поищем в них примеры грамотного финансового воспитания.

Начнем с 1976 года: «Муха-цокотуха».          

У многих эта сказка — первое воспоминание. Основная идея на поверхности: Муха-цокотуха нашла денежку и тут же ее потратила. Классический пример спонтанных покупок, которые захламляют наши квартиры и создают «дыры» в семейном бюджете.

Конечно, в советские времена не было такого выбора товаров и услуг, но создатели мультфильма нас предупреждали: не относитесь к деньгам легкомысленно, чтобы они не утекали сквозь пальцы.

Лучший мультик СССР о планировании семейного бюджета — «Дюймовочка».

Вспомните слова крота, которому предложили жениться: «жену кормить надо, а жены знаете какие прожорливые...» Не нужно это воспринимать буквально, но посыл понятен: если женитесь — готовьтесь брать на себя ответственность за вторую половинку и детей.

Семейный бюджет крот рассчитал аж на год: «Половина зернышка в день, в день это немного. Женюсь! А в год? В году 365 дней. По половине зернышка в день — 182,5 зерна в год. В год получается не так уж и мало. Нет, не женюсь!» Вот оно: финансовое планирование семейного бюджета. И не на месяц или на квартал — целый год был рассчитан!

Грамотным инвестициям учил мультик «Трое из Простоквашино».

Кот Матроскин был примером настоявшего инвестора — Уоррен Баффет  из Советского Союза. Мало того, что он умел разумно экономить (вспомните, как он отказался от подписки на журналы), так еще в итоге сумел выстроить вполне успешное фермерское хозяйство. Ну чем ни пример для подражания?

«Смешарики» против классики

На этих мультфильмах выросло поколение, и кто-то бессознательно воспользовался советами кота Матроскина или Буратино, став вполне успешными бизнесменами. Современные дети уже смотрят совершенно другие мультфильмы, но и среди них есть бриллианты финансовой грамотности. Очень полезные, понятные и веселые серии «Азбуки финансовой грамотности со Смешариками». Рассмотрим несколько примеров.

«Смешарики». Серия «Золушка».

Одна из персонажей мультфильма — Нюша — увидела в магазине платье своей мечты. Но денег на него не хватало. Она обратилась в банк за кредитом и подписала кредитный договор не глядя. В итоге, когда пришло время отдавать деньги, ей пришлось работать посудомойкой и официанткой, чтобы вернуть банку кредит. «В этот раз я выкрутилась, а в следующий раз буду внимательнее», — решила Нюша, отдав долг. Все как в жизни, не правда ли?

«Смешарики». Серия «Благородное дело».

Нельзя легкомысленно относится к деньгам. И закапывать их бесполезно. А вот вложить в хорошее дело (в этой серии персонаж Копатыч строит мельницу) — тогда они вырастут. И принесут доход. Так становятся инвесторами! А вот чтобы получить сверхприбыль — нужно очень рисковать. Но ваши денежки могут сгореть, совсем как у героя мультика.

«Смешарики». Серия «Золотое яблоко».

Нюша на рынке. Хитрый продавец продал ей яблоки втридорога. Потом они приходят в гости к Копатычу и он их угощает яблоками бесплатно. Говорит, что в этом году их много уродилось, поэтому никто не покупает. Думать нужно до того, как покупаешь, а не после. Простая и гениальная мысль.

Заместитель заведующего по основной деятельности                         И.В.Сосновская

свернуть